Банкротство Alpari UK: последствия



19 месяцев назад разорилась регулируемая FCA дочка Альпари - Alpari UK, из-за внезапного скачка франка, который отвязали от евро 15 января 2015 года, что похоронило несколько брокеров. Пример Альпари UK демонстрирует, как именно работает FCA для защиты прав и денег трейдеров.

Сразу после банкротства в Alpari был введен специальный администратор KPMG, который стал сопровождать юридические и формальные процедуры. На момент банкротства, все клиентские средства оставались нетронутыми на сегрегированных счетах.

Представители KPMG подвердили, что все $98,2 миллиона клиентских средств, включая деньги на 4 электронных кошельках, остались на месте. Однако, деньги на e-кошельках не были сегрегированы, кстати, что не удивительно.

Процедура возврата средств осуществляется до сих пор. В конечном итоге, клиенты получат от 78 до 79 центов на доллар после завершения процедуры оформления банкротства. На данный момент, клиентам вернули уже 51 миллион долларов.

Где остальные деньги? Одно слово - комиссия.

Больше всего тут заработал сам KPMG, который взял за свои услуги 11,9 миллионов фунтов. Подсчитано было 28093 часа, потраченных на дело и умноженные на стандартную расценку 423 фунта в час. При этом KPMG после переговоров с комитетом кредиторов согласились "подвинуться" до 10,5 миллионов фунтов.

Остальные затраты - расходы на юридическое сопровождение ($2,5 миллиона долларов), зарплата оставшемуся персоналу до окончательного увольнения ($2,4 миллиона).

Итоги таковы - клиенты Alpari UK получат, в общей сложности, 80% от средств на счетах компании. Люди с депозитами до 50 000 долларов получили их в первый месяц аудита от фонда FSCS. Те же клиенты, что от компенсации фонда отказались, ждали завершения аудита KPMG, что занял почти два года.

Как видим, FCA стоит на страже клиентских средств и обеспечит их возврат в случае банкротства регулируемого ими брокера, минус комиссии на юридические процедуры, плюс время (достаточно продолжительное) на их оформление.

Отчет KPMG по ссылке.
 
Подытоживая эту историю, судя по вопросам в личке, не все понимают одну простую вещь: а почему, собственно, брокер разорился? Смех-смехом, но для некоторых это даже послужило поводом сказать "АГА, мол, так им и надо".

Грустно, товарищи, грустно. Величайшая ирония в том, что Альпари UK рухнула потому что... была 100% рыночной компанией. Как так? О, это весьма поучительная история.

Истинно рыночная FX компания работает по агентской модели (обычно ее называют STP). Это значит, что сделки в ней сразу передаются ПЛ - поставщику ликвидности (одному или нескольким; представим, что он один).

Клиент открывает ордер в МТ, Альпари открывает ордер у ПЛ. Такая работа осуществляется на базе взаиморасчета - агент (брокер) держит свой "депозит" у ПЛ (некая сумма брокера всегда находится на счетах ПЛ). Другими словами, подобно тому, как клиенты ставили в Альпари, та "ставила" в ПЛ, суть понятна и так устроен ОТС форекс. У ПЛ много таких клиентов, это такой брокер для брокеров. Работают с ним как розничные брокеры, так и различные инвестиционные компании. Это тот же рынок, но более высокого уровня.

И вот, в один прекрасный день ЦБ Швейцарии сняла привязку франка к евро и.... произошел один из самых сильных кризисов в истории форекса.



Но как это сказалось на брокере в лице Alpari UK? Почему все так закончилось? Очень просто. Позиции части клиентов компании улетели в дикий минус (ведь они стояли в лонгах). В результате, позиция Альпари у ПЛ улетела... в аналогичный дикий минус. И ПЛ просто автоматически вычел с нее деньги (миллионы $), как с "проигравшего" институционального клиента. Другими словами, весь деп брокера у ПЛ улетел не просто в трубу, а залетел в минус по самые помидоры.

При этом у Альпари оставались, естественно, деньги клиентов на сегрегированных счетах но, как вы понимаете, она не могла использовать чужие средства для компенсации дичайшего кассового разрыва. И объявила банкротство. А потом эти клиентские деньги и выплатили под надзором KPMG (что мы обсуждали выше).

Отсюда вторая ирония - работай компания по модели b-book, где на ПЛ не выводится вообще ничего (или только часть), они бы без проблем пережили этот кризис. Но их приговорил именно 100% STP. Другими словами, их погубила рыночная модель работы, а клиенты сами слили своего же брокера )

С тех пор чистых STP на рынке не осталось (чтобы там брокеры не пели на сайтах), ибо все - абсолютно все - сделали надлежащие выводы. Ведь Alpari UK был известнейшим на западе брокером, очень популярным в Великобритании (да и вообще в мире), а его судьбу повторить никто-никто не хочет.

Вот такая сказочка на ночь. Кто слушал, тот молодец :D
 
Leaprate недавно тоже вспомнил те события и подытожил, кто что потерял на отвязке франка от евро.
  • Alpari UK - банкротство
  • Excel Markets (Новая Зеландия) - банкротство
  • FxPro - видимо, имел инсайд и остановил торговлю франком незадолго до этих событий
  • eToro - аналогично
  • EasyForex (ныне EasyMarkets) - реакция систем РМ, что защитили клиентские средства
  • XTB - аналогично (но потери были, не анонсировал)
  • FXCM - потерял 220 млн долларов, акции упали на 90% и тоже, де-факто, обанкротился (до сих пор пытается отдать кредит от Левкадии)
  • IG потерял 30 млн долларов (и десятки миллионов потеряли ее клиенты)
  • Citibank потерял 150 млн долларов
В общей сложности, учитывая другие потери, эта свечка стоила рынкам (форексу и фондовому) более 1 миллиарда долларов. В чем все винят ЦБ Швейцарии (SNB).

 
Сверху