Как Citadel Securities немножко надул розничных клиентов



Садитесь, дети. Сегодня мы вам расскажем о том, как розничную овечку могут обстричь на фондовом рынке.

Некоторые овечки считают, что попадая на бЫржу, они начинают работать с "реальным" (в отличие от розничного FX) рынком и покупают акции прямо у Газпрома.

На самом же деле, акции покупаются у маркетмейкера, коим на фондовом рынке является твой брокер. В США они еще называются "специалистами". Что и понятно, задача маркетмейкера - обеспечивать ликвидность, сиречь, одалживать акции для шорта и предоставлять клиенту лучшие цены для покупки. О том, как это реализовано на Московской бирже, можно почитать у нее же (маркетмейкинг, там же список всех маркетмейкеров).

На бирже маркетмейкером может являться, например, брокерская контора, которая по договору с биржей берёт на себя обязательство держать в течение оговоренного времени (скажем, не менее 90 % торгового времени) одновременно выставленные заявки с разницей между ценами покупки и продажи (см. спред) не более оговоренной величины, за это биржа предоставляет маркетмейкеру определённые льготы, например, по оплате комиссионного сбора.
Ой нет, воскликнет кто-то, как это, я опять против маркетмейкера? Да, сладенький, да, так устроена фондовая биржа. Просто она сильно зарегулирована и считается, что маркетмейкер - твой брокер - работает в твоих интересах.

Не всегда.

О том, как брокер тебя любит, свидетельствует последние события, когда SEC оштрафовал Citadel Securities - крупнейшего маркетмейкера США - на 22 млн. долларов за.... систематический обман розничных клиентов.

Как выяснил SEC, Citadel говорил одно, а делал совсем другое. Получая розничные заявки, брокер занимал противоположную сторону сделки, предлагая цену, что типа лучшая из всех, которые наблюдаются в различных дата фидах либо находил лучшую цену с рынка. Первая техника проста и понятна, называется "интернализация".



В самом этом факте нет ничего криминального. Однако, оказалось что Citadel для сего достойного действа и не думал подбирать клиентам наилучшие цены с рынка. В действительности, используемые компанией алгоритмы активировались тогда, когда на рынке была видна разница между наилучшей рыночной ценой и SIP фидами, что поступали прямо с бирж.

Citadel использовал два алгоритма. Первый, называемый FastFill, немедленно интернализировал ордер по цене, что заведомо не была наилучшей (о чем Citadel прекрасно знал). Другой алго - SmartProvide - передавал ордер в рынок и тоже не по наилучшей цене.

SEC объясняет причину штрафа просто - Citadel обещал исполнение ордеров по лучшим ценам, учитывая заявки других брокеров, и немножечко наврал, себе на пользу и как раз на 22 млн. штрафа.

При этом Citadel занимает 35% американского рынка маркетмейкинга для розничных клиентов, а эти два алгоритма были лишь маленькой частью гигантского механизма интернализации, чего хватило, чтобы повлиять на миллионы ордеров, размещаемых розницей. SEC, в результате, поощряет клиентов долбить брокеров и спрашивать, каким образом они определяют наилучшие цены для розничных заявок.

Citadel даже не стал оправдываться. Они просто отключили эти алгоритмы и молча согласились выплатить штраф. Мол, проехали.

 
Сверху