Карго культ трейдера-новичка



Еще один чрезвычайно интересный психологический эффект, проявленный у многих трейдеров, называется Карго культ. Он же культ самолетопоклонников или культ Даров небесных.

Суть его невыразимо прекрасна и поучительна во многих аспектах. Карго-культ встречается в примитивных островных племенах, а его пик пришелся на Вторую мировую войну.

Когда США вела войну с Японией во время Тихоокеанской компании, на острова десантировалась масса грузов, что кардинально изменили жизнь островитян. Они впервые увидели одежду, оружие, консервы, самолеты и прочие блага современной цивилизации.

Когда война закончилась, военные базы были заброшены. Грузы, соответственно, перестали поступать. Здесь-то и проявился карго-культ в полной мере.

Как вернуть былые блага? Повторить увиденные ритуалы. И островитяне стали имитировать то, что они видели. Действия моряков, солдат и летчиков. Они делали наушники из деревянных чушек и прокладывали их к ушам, находясь на грубых копиях диспетчерских вышек. Они искреннее старались сделать максимально точные копии, скажем, вместо антенн использовались бамбуковые палочки.

Имитировали взлетно-посадочные полосы, вместо маяков использовали факелы. Островитяне делали копии увиденных самолетов из дерева. Они ходили строем и имитировали военные марши, используя ветки вместо винтовок и даже рисовали на телах "магические" знаки USA.



Все это делалось с одной целью - вернуть волшебные грузы с небес.

Когда же ритуалы копирования не приносили нужных результатов, островитяне... начинали проводить их еще активнее. Некоторые из этих культов существуют до сих пор, а сказания о ритуалах передаются из поколения в поколение.

И здесь мы видим полнейшую аналогию с трейдингом. Наблюдая за манерой работы более опытных трейдеров, новички напрочь выбрасывают тот факт, что это лишь видимость - внешняя оболочка трейдинга. За любой линией скрываются и годы опыта, и собственная торговая система, и свое понимание рынка.

Неопытные же трейдеры имитируют лишь внешние проявления. Скажем, цена отскакивает от п/с и трейдер со стажем открывает позицию. Для новичка это выглядит так: надо всегда входить на отскоке с п/с. Он входит и, естественно, неизбежно теряет деньги. Дальше он превращает это в ритуал карго-культа и настойчиво повторяет его, раз за разом, имитируя пустую оболочку, полностью упуская внутреннюю, что нарабатывается годами опыта и что составляет суть трейдинга.

Карго культ становится навязчивой идеей. Если кто-то сказал, что можно зарабатывать на скользящей средней, новички воспринимают это буквально, все выбрасывают, ставят скользящую и теряют на ней деньги. Входят на пинбаре и теряют. Входят на новости и снова теряют. Поскольку дело вовсе не в скользящей, не в свече, индикаторе, объеме и не в конкретной новости или определенной стратегии. Это лишь символ, флажок, внешнее и примитивное проявление комплексной, интуитивно и логически выстроенной системы, которую каждый трейдер формирует лично для себя на основании его текущего рыночного опыта. Попытки сымитировать ее внешний, визуальный признак - все равно, что построить пустой макет самолета из дерева и ждать, что он взлетит - чего, естественно, не произойдет.

В результате, карго культ становится одной из причин рыночных неудач. Попытки визуально скопировать особенности чужих авторских систем всегда проваливаются, поскольку это пустой, формальный макет, в котором нет содержания. Лишь со временем он может наполнится суммой опыта и, элемент за элементом, стать реально работающим механизмом.

Однако, новичок упорствует в стремлении повторять формальные признаки карго-культа, ибо это намного проще и кажется ему естественным. Если макет не взлетит, он сделает другой, с крыльями побольше. Не помогло - нарисует звездочку на крыле и сделает еще парочку макетов поменьше. Он будет формально перебирать индикаторы, системы, свечные комбинации, фундаментальные и объемные стратегии в надежде, что одна из них взлетит и унесет в облака желаемого успеха.

Совет аборигенам простой - ребятам нужно прекратить страдать карго-культом, не ждать милости от богов на основании формальных, визуальных признаков и учиться делать свои механизмы. Это долгий, трудный путь стараний и ошибок, что порой занимает годы, но он приносит результат. А вот формальное копирование чужих систем завершается тем же, что и любой карго-культ - боги трейдинга и соблазнительных грузов с небес от тебя отвернутся и сколько не взывай к ним, имитируя макет за макетом, их милости не дождешься.
 
Сверху