Немного о поведенческой экономике

Тема в разделе "Психология, риск- и мани-менеджмент", создана пользователем Ed, 11 май 2019.

  1. Ed

    Ed Начинающий

    Классическая экономическая теория, а в частности теория рационального выбора гласит, что мы, люди, всегда пытаемся максимизировать выгоду и минимизировать затраты, что человек является так называемым homo economicus, человеком экономическим, который принимает решения и действует рационально, логично, просчитывает риски, вероятности, соотношения выгод и потерь. Но, как известно, всегда находятся те, кто ставит под сомнение общепринятое. Действительно ли человек так рационален? На самом ли деле мы принимаем рациональные решения и действуем так, как твердят общепринятые теории экономических и социальных наук? Те умные люди, что задавались этими вопросами, положили начало возникновению отдельной(и весьма интересной) науки.

    Поведенческая экономика

    Для начала взглянем на определение, что дает википедия:
    • Поведенческая экономика — направление экономических исследований, которое изучает влияние социальных, когнитивных и эмоциональных факторов на экономическое поведение, принятие экономических решений отдельными лицами и учреждениями и последствия этого влияния на рыночные переменные (цены, прибыль, размещение ресурсов). Основным объектом изучения поведенческой экономики являются границы рациональности экономических агентов.
    Проще говоря, поведенческая экономика опирается на психологию и экономику, чтобы исследовать, почему люди часто принимают иррациональные решения, и почему их поведение не следует стандартным экономическим моделям. Почему мы выбираем вариант А, а не Б, даже если выбор варианта Б был бы гораздо более рациональным решением.
    [​IMG]
    Отцами-основателями поведенческой экономики считаются израильско-американские психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски, позже, вдохновленный работами первых двух, американский экономист Ричард Талер внёс свою долю исследований в эту сферу(все трое получали нобелевские премии за свои труды).
    [​IMG]
    (Амос Тверски и Даниэль Канеман)

    Будет справедливо отметить, что сейчас поведенческая экономика принимается многими психологами и экономистами как в некотором роде экзотическая наука. Так как, пока что, она представлена местами сильно отдельными, разрозненными моделями, схемами и паттернами, которые более или менее успешно интерпретируют известные феномены. По-другому говоря, научное направление, которое рассматривается здесь, переживает описательный период своего становления и занимается аккумулированием концепций, гипотез, успешных практик, фактов, и других сведений, которые с большой долей вероятности в ближайшем будущем будут составить основу для теории поведенческой экономики со своей аксиоматикой, методологией и четким архитектурным построением.

    Мы же пропустим никому не интересные подробности, касающиеся дат, истории возникновения и развития поведенческой экономики, (например, что термин "экономическая психология" использовался еще в начале 20 века Габриелем Тардом и т.д.) и сразу перейдем к самому интересному. Для того же меньшинства, кто захочет копаться поглубже в этой теме, в конце статьи будут оставлены соответствующие материалы.

    Реальная жизнь гораздо сложнее простой экономической модели, а человек зачастую принимает решения основываясь не на логических заключениях, а скорее на интуиции, под действием эмоций, моральных принципов и убеждений. Мы живем не только в мире рыночных отношений, но и в мире социальных норм, а между теми и другими возможны несоответствия и даже конфликты. И как часто бывает, мы принимаем иррациональные решения, поддавшись, в большинстве случаев сами того не понимая, когнитивным искажениям.

    Когнитивные искажения
    • Когнитивные искажения- систематические отклонения в восприятии, мышлении и поведении, обусловленные субъективными предубеждениями и стереотипами, социальными, моральными или эмоциональными причинами, сбоями в обработке и анализе данных, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга.
    Люди создают собственную «субъективную реальность», зависимую от их восприятия, чувств и эмоций, и эта же субъективная реальность может определять их поведение в социуме. Также когнитивные искажения приводят к неточности суждений, нелогичным интерпретациям, или к иррациональности в поведении в широком смысле слова.

    Существует много видов когнитивных искажений:
    • искажения, связанные с поведением и принятием решений
    • социально обусловленные искажения
    • искажения, связанные с ошибками памяти
    • искажения, связанные с вероятностями и стереотипами и т.д.
    Влияют они на людей по-разному, но их общая характеристика заключается в том, что в соответствии с человеческой индивидуальностью они приводят к суждению и принятию решений, которые отклоняются от рациональности и объективности.
    В некоторых случаях когнитивные искажения делают наше мышление и принятие решений более быстрыми и эффективными. В других же случаях(а их еще больше), эти искажения могут привести к серьезным последствиям, негативно повлияв на человека на протяжении всей его жизни.

    Дело в том, что в современном мире наш мозг не успевает обработать всю информацию, которая проходит через него. Для облегчения обработки и восприятия, со временем человеческий мозг выработал системы и механизмы, которые отвечают за развитие так называемого "эмоционального интеллекта", несущее за собой принятие наиболее эмоционально подходящего решения среди сотни альтернатив.
    По мнению Канемана, решения, движимые чувствами и эмоциями, вытесняют решения рациональные. Процесс, переходящий из рационального в иррациональный становится заметным тогда, когда человек конкретно размышляет над выбором, всё больше склоняясь к варианту, которая подходит ему с более ярко выраженной эмоциональной контрастностью. Получается, что с увеличением количества факторов, влияющих на решения и выбор, человеческий мозг уже не способен обрабатывать большее их количество. Время, которое тратится на рациональное обдумывание стоит слишком дорого. И вот тогда же в ход пускаются чувства и эмоции, которые влияют на быстрый поиск нужного решения.
    • Человек больше не принимает рациональных решений – на них у него больше нет времени.

    Ниже представлены некоторые распространенные когнитивные искажения:
    • Наивный реализм - склонность воспринимать свое мнение как объективное, а мнение других — как полное когнитивных искажений.(Да, с этого и нужно начинать)
      Знакомясь с этой темой, человеку может казаться, что он уже преодолел эти искажения, и имеет более объективное мнение, чем другие. Это совершенно не так. Каждый человек подвластен когнитивным искажениям, а от большинства из них избавиться невозможно.

    • Предвзятость подтверждения - тенденция искать или интерпретировать информацию так, чтобы подтвердить заранее имевшиеся концепции.
      Человек любит быть правым. Объективно правым быть всегда – конечно же, невозможно. Но, вместо этого, всегда можно прибегнуть к таким суждениям, которые, если их правильно интерпретировать, смогут сыграть нам на руку и подтвердить то мнение, которое у нас было до этого. Мы всегда ищем доводы своим собственным мнениям, а то, что опровергает их, мы очень хитро пропускаем мимо глаз и ушей.

    • Потребность в завершении — потребность достигнуть завершения в ситуации, проблеме или вопросе, получить ответ или результат и избежать чувства сомнений, неуверенности и дискомфорта. Текущие обстоятельства (время или социальное давление) могут усилить этот эффект.
      [​IMG]

    • Отклонение в сторону результата — тенденция судить о решениях по их окончательным результатам вместо того, чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда они были приняты. («Победителей не судят».)
      Легко ведь рассуждать о чем-либо задним числом, когда оно уже произошло? Мы начинаем смотреть на ситуацию совсем другими глазами, так, как будто все было очевидно и понятно, хотя на самом деле решения, которые были приняты тогда, были приняты исходя из тогдашних обстоятельств, про что мы, почему-то, забываем.

    • Сопротивление, «дух противоречия» — потребность делать нечто противоположное тому, что некто побуждает вас делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить вашу свободу выбора.
      Чувство свободы для человека – одна из самых высших ценностей. Неудачная попытка играть на этом может привести к обратному эффекту.

    • Подчинение авторитету — склонность людей подчиняться авторитету, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия.

    • Иллюзия контроля — тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут.

    • Ошибка, связанная с частными примерами — игнорирование доступных статистических данных в пользу частных случаев.

    • Рационализация после покупки — тенденция убеждать себя с помощью рациональных аргументов, что покупка стоила своих денег.

    • Эффект рамки или фрейминга — когнитивное искажение, при котором форма подачи информации влияет на ее восприятие человеком.

    • Феномен Баадера-Майнхоф, когда узнанная лишь недавно информация, которая спустя непродолжительное время появляется вновь, уже воспринимается как необычно часто повторяющаяся.
      Это то же самое, что и видеть один раз на улице красную машину, через некоторое время случайно увидеть еще одну такую, и начать строить предположения о том, что "в последнее время красных машин стало больше".
    Полный же список всех выявленных на данный момент искажений(а их больше сотни) можно найти, например, тут.

    Как все это связано с трейдингом?

    Не представляю, как далеко от наших реалий должно находится сознание человека, задающего такой вопрос. А впрочем, не забыли, что каждый из нас причисляет себя к тем парочкам процентов, что выживет в нашем деле? Часто видите, как после закрытой сделки начинаются бурные обсуждения того, почему СТОИЛО/НЕ СТОИЛО её открывать? Вдруг находятся десятки причин, почему ты дурак или молодец. Подчинение авторитету - даже написать об этом не хочется. А еще кто-то не закрывает сделку, потому что прибыль сейчас - $99 а не $100, 789 баксов - а не 800, ну давай еще чуть-чуть, нууу.
    Закрывать сделку в плюс и хвалить себя мы умеем, но ловить минус и скидывать с себя ответственность тоже(ну а шо, минусы же бывают). А есть такие, кто читает новости и аналитику, при этом четко и по нескольку раз повторяет чтение строк про то, что, действительно, AUD должен падать, а те моменты, где рассказывается о причинах его роста, так, просто пробегает глазами? Или, может быть, кто-то замечал, что для него мнение того человека, кто торгует похожим образом ВАЖНЕЕ, чем мнение того, кто торгует как-то совсем по-другому? Список таких вопросов можно продолжить еще долго. Да даже если вы не трейдер и никаким образом не связаны с торговлей, это то, что надо знать и понимать независимо от профессии и рода деятельности(ну, если вы не котик).
    Вся суть в том, чтобы развивать в себе критическое мышление.

    [​IMG]

    Изучайте себя, свое поведение в разных ситуациях, наблюдайте за собой, обратите внимание на принятые вами те или иные решения, анализируйте, делайте выводы, только так можно хоть частично освободить себя и свой мозг от миллионов ложных триггеров и иллюзий, особенно в наше время, когда можно даже лежать в постели, но все равно подвергаться колоссальному информационному потоку и самым разнообразным манипуляциям(смартфон же в руках?).

    Материалы для изучения

    Вот Google вам и в помощь. Ну лаадно, вот пара книг от обладателей нобелевских премий на тему поведенческой экономики:
     
    Последнее редактирование: 17 май 2019 в 11:04
    MADCAT, Globe, neutral и 6 другим нравится это.
  2. Поправь ссылку на скачку, не открываеца
     
  3. Ed

    Ed Начинающий

    Вроде исправил, должна работать
     
    Последнее редактирование: 11 май 2019
    Globe, neutral, PavelBroker и 2 другим нравится это.